За Сибирским хариусом

Новая статья, ориентированная на широкий круг читателей увлекающихся рыбной ловлей и в частности такого вида, как сибирский хариус, поймать, которого совсем непросто.

В Сибири начало осени приходится на первую половину сентября. Как правило, в это время начинается сезон дождей, по ночам столбик термометра неумолимо опускается все ближе к нулевой отметке и изредка пробрасывает первый, легкий снежок, который к счастью сразу же и тает.
Первые заморозки в этом году пришлись на первую половину сентября, но во второй половине сентября холода отступили, и пришла в наши края прекрасная пора с не менее прекрасным названием «бабье лето». На несколько дней установилась теплая, почти летняя погода с температурой воздуха до плюс восемнадцати градусов. По всей видимости, это последние теплые деньки в нынешнем году и для рыбака хариузятника они являются подарком судьбы.
Мы также не смогли пропустить возможность воспользоваться отличной погодой и, созвонившись со своими старыми приятелями рыбаками, наметили выезд на реку Мана с целью завершить нынешний, летний рыболовный сезон.
Мои приятели, это молодой человек лет тридцати, которого зовут Леша и его отец Борис Николаевич. Мой старший сын Саша был связан домашними делами и не мог составить нам компанию, но великодушно согласился довезти нас до реки и вечером забрать обратно. Ввиду того, что солнце в это время года встает поздно, выезд наметили на восемь часов утра.
С вечера я собрал свой походный рюкзак, упаковал свою знаменитую, видавшую виды надувную лодку «Уфимку», приготовил сделанное накануне двухлопастное весло, еще раз проверил удочку и спиннинг и со спокойной душой и легким волнением лег спать.
Утром меня разбудил мой внук Дима. Диме четыре месяца, это наш маленький наследник, глядя на его лицо просто испытываешь умиление. Было пять часов утра, внук покушал и уснул, а ко мне сон так и не вернулся. Чтобы не терять время даром я приготовил завтрак, который благополучно перекочевал из тарелок в наши с Сашей желудки.
К точно назначенному времени пришел Леша и сообща мы загрузили приготовленные вещи в наш «пятачок». Заняв места согласно купленным билетам и забрав по пути Бориса Николаевича, выехали в намеченное место, куда и добрались без особых приключений через сорок минут езды.
Доехав до турбазы, мы дружно вышли из машины для того, чтобы перекурить и обсудить дальнейший маршрут. Наш вечный спутник по рыбалке, лайка по кличке Боец, тоже выскочил из машины и тут же пометил все близ лежащие кусты. Обсудив все за и против решаем, что целесообразнее идти пешком.
Выгрузив свои вещи из машины, и проведя инвентаризацию имущества, попрощавшись с водителем, дальнейший путь мы продолжили пешком. Через пятьдесят минут неторопливой ходьбы мы благополучно достигли реки, которая встретила нас спокойным, величавым течением, по-осеннему цветными деревьями и ясным, солнечным утром.
Скинув с себя успевшие надоесть рюкзаки, устраиваем небольшой привал, не забыв при этом съесть по две печеньки, закусив их копченым салом с хлебом. Оглядевшись, мы обнаружили, что в этом месте наша компания далеко не первая. На левом берегу, на струйке стоял рыбак и рыбачил хариуса нахлыстовым удилищем. По правому берегу ниже нашей стоянки, за скалами я насчитал четырех рыбаков «саночников». Санки, это такая старинная рыболовная снасть, которая состоит из двух дощечек, соединенных между собой и чем — то напоминающих миниатюрные сани. К саням привязывается несущая тетива, к которой в свою очередь привязываются поводки с искусственными мухами. При плохом клеве это довольно таки уловистая снасть.
Общими усилиями накачали две лодки «Уфимку» и «Навигатора», разложили вещи. Мне пришлось плыть в одной лодке с Бойцом, да оно и понятно ведь это мой кобель. Начав переплавляться на противоположный берег сразу понял, что двухлопастное весло сделал неправильно. При поднятии одной из лопастей вверх оставшаяся вода стекала хорошим потоком прямо в лодку и попадала на спину Бойца, который мужественно переносил все неудобства переправы.
Но ввиду очень быстрого течения и скалистых берегов ничего не оставалось делать, кроме, как грести изо всех сил. В десяти метрах от берега терпение Бойца иссякло, и он покинул лодку решив добраться до берега своим ходом. Вскоре причалил и я. Лодку снесло довольно далеко от намеченного места и мне пришлось буксировать ее вверх по течению метров семьдесят.
Начать рыбалку решили на «балду». «Балда» Это широко распространенная в Сибири снасть, состоящая из спиннингового удилища, катушки с леской, скользящим, крупным поплавком и настроем с искусственными мухами. Под настроем с обманками крепится довольно тяжелое грузило (до 35 гр.) имеющее вытянутую форму. При ударах грузила о каменистое дно обманки подпрыгивают и играют, создавая впечатление живых насекомых, что и побуждает хариуса на поклевку.
Поклевку определяют по характерной тряске поплавка, или поплавок подныривает несколько раз подряд. Поймать на такую снасть не просто, после традиционной поплавочной удочки. Хариус рыба быстрая, стремительная и, наколовшись на крючок, буквально за доли секунды делает в воде немыслимые пируэты и если вовремя не сделать подсечку, легко избавляется от крючка.
Сделав несколько забросов на интересовавшей меня струйке и не добившись ни одной поклевки, решил сменить обманки. Ведь рыбалка на хариуса тем и интересна, никогда заранее не знаешь, какую обманку будет сегодня брать. Пока разбирался с обманками, мимо меня проплыли Леша с Борисом Николаевичем. Боец быстро сообразил, что их лодка гораздо больше моей лодки и кинулся догонять лодку своим ходом вплавь. После непродолжительной погони Боец с помощью моих товарищей уже был в их лодке и великодушно окатил обоих холодным душем, чему никто не обрадовался, судя по громким комментариям, раздававшимся из-за поворота реки.
Несколько раз сменил обманки, но поклевок так и не было. Принимаю решение догонять моих товарищей. На реках с быстрым течением наблюдается одна особенность, стоит остановиться на пять минут, пропустив мимо себя параллельно двигающуюся лодку, и потом приходится в течение длительного времени, работая веслами, догонять эту лодку.
Пока плыл самосплавом, покидал спиннинг, оснащенный небольшой, вращающийся блесной. Осенью на маленькую блесну можно поймать, как крупного хариуса, так и солидного ленка. Поклевок, к сожалению не было. При такой располагающей погоде, с нормальным давлением и никаких поклевок. Остается только предполагать, что ночью опять прошли «электроудочники». Их даже браконьерами назвать язык не поворачивается. Убийцы, другого слова даже не придумаешь. Заплывают с вечера вверх по течению, включают кнопку подающую напряжение и плывут, возьмут мизер, а сколько убьют, да кто же посчитает. Не только мальков уничтожают, но и всю кормовую базу. Лет пять назад рыба в этих местах вообще не ловилась, но вот уже второй год на реке курсирует катер рыбоохраны и рыба появилась, не в таком количестве, как раньше, но все же.
Итак, я сплавляюсь вниз по течению, кидая блесну без всяких результатов. По обеим сторонам реки осенние пейзажи сменяют друг друга, только что на прибрежной косе густыми рядами стояли клены, а буквально за ближайшей излучиной реки показались великолепные рябины в своем оранжевом наряде и с ветками, усеянными красной ягодой склонившимися почти до земли. Эта рябиновая рощица, стояла у подножья одной из крутых скал, которых в этом месте было великое множество, и местные жители называли это место «орлами». И в самом деле, сколько бы раз я не проплывал мимо этого места, высоко над скалами постоянно кружили коршуны.
Мои напарники расположились под «орлами» на небольшом островке. С одной стороны река играла неглубоким перекатом, по которому мои товарищи без устали катали «балду». «Ну и как успехи» — спросил меня Борис Николаевич. « Пока пусто» — ответил я. «А у меня четыре – два» — сказал Борис. Это означает, что два поймал, а четыре сорвались. Выкурив по сигарете и попив чай из термоса, мы, повалявшись на мелкой гальке острова, продолжили свое путешествие вниз по течению реки.
Погода стала меняться, ветер усиливался и своими, налетавшими порывами делал рыбалку почти невозможной. Поплавок болтался по волнам переката, и от налетавших порывов ветра поклевок просто не было видно. Спустившись на несколько километров вниз по течению, остановились на одном из многочисленных островов. Ветер несколько стих и сделав несколько забросов, поймали по паре хороших хариусов. Настроение сразу же приподнялось.
Слегка утомившись сплавом и рыбалкой, сообразили на острове портативную скатерть самобранку, и, скушав для согрева души по паре печенек, закусив их щами из термоса, вдоволь насладились осенними пейзажами окружающей нас природы, не забыв при этом вспомнить о былых рыбалках и пойманных экземплярах рыб.
Кстати Борис Николаевич неплохо придумал наливать жиденькие, горячие щи в чайный термос. Аппетитный бутерброд и горячие щи из термоса, вместо чая, вызывает внутреннее тепло и прилив энергии.
Немного подкрепившись, мы двинулись дальше. Извилистая река не баловала глубиной, но на попадавших то и дело перекатах мне удалось поймать несколько небольших хариусов. Доплыв до очередного плеса, я бросил якорь перед началом струйки, неподалеку от берега и начал облавливать середину струйки.
Длина лески позволяла делать длинную проводку примерно метров на семьдесят вниз по течению. С первых же проводок начались поклевки, и красавцы хариусы один за другим стали наполнять мой плетеный из бересты кан. После очередного заброса, уже в самом конце проводки мой поплавок три раза подряд резко дернулся, подсечка производилась уже на интуитивном уровне. Удилище согнулось, и катушка стала с трудом проворачиваться. Неужели зацеп? Сделав паузу начал потихоньку подкручивать леску, леска подалась. Через несколько минут подвел к лодке крупного хариуса, этот красавец играл в солнечных лучах всеми цветами радуги. Поднимать его в лодку без помощи сачка не решился, и вскоре красавец около пятисот грамм был в моем кане.
Поклевки следовали одна за другой, и, несмотря на частые сходы мой кан неумолимо наполнялся. К шестнадцати часам клев прекратился, как будто его и не было. Подняв якорь и спустившись вниз по течению, за ближайшем поворотом, на затяжном перекате стояли мои товарищи по рыбалке и удили хариуса. Причалив к берегу немного ниже по течению и оставив на берегу лодку, забрел в воду и приступил к ловле. Солнце уже склонилось к самым вершинам сопок и слепило глаза. От сверкающей ряби на воде поплавок не просматривался, и ничего не оставалось делать, как притормаживать пальцем катушку и спускать леску в натяг. Поклевку определял по приподнятому хлыстику удилища, направленному на темный фон сопки, расположенной на противоположном берегу реки.
Такой способ оказался неплохим и уже в конце первой проводки кончик удилища тревожно задергался, резкая подсечка и удачно выведенный хариус играя всеми цветами радуги, забился в моем кане. Пополнив улов несколькими экземплярами хариусов, было принято общее решение перекусить и обсудить наши дальнейшие действия.
Леша, быстренько, по — молодецки соорудил костерок, и мы сообща перекусили горячим чаем и остатками из моей волшебной фляжки. Время шло, солнце неумолимо двигалось к закату, чувствовалась близкая, осенняя свежесть и наступление вечера. В запасе у нас оставалась пара, тройка часов, а плыть до назначенного места нужно было еще долго.
Вдоволь налюбовавшись красотой прибрежного леса и живописным видом каменных утесов на противоположной стороне реки, мы сели в лодки и отчалили от берега. В это время все услышали характерный, булькающий звук и выразительный Лешин вздох. Оказалось, что его гордость, замечательный охотничий нож, в спешке не зафиксированный в ножнах, выскользнул во время посадки в лодку и упал в воду.
Глубина реки в этом месте была не большая, чуть выше щиколотки, но стремительное течение почти не оставляло никаких шансов на успешный поиск упавшего ножа. Втроем обследовали весь перекат и, потеряв около двадцати минут времени, двинулись вниз по течению с упавшим настроением.
До конечного пункта добрались уже в сумерки. Улов оказался не плохим, почти полный ведерный кан, отличного хариуса. К назначенному времени подъехал Саша и, погрузив свои вещи в машину, мы отправились домой по дороге, оживленно обсуждая следующий выезд на рыбалку.

По материалам  — rybaki-vrn.ru

Поддержите нас ссылкой в социальных сетях!

Вы должны войти, для того, чтобы написать комментарий. Войти